Все статьи

Признаки и свойства живого

Баннер на странице курсов

Для того, чтобы назвать организм живым, необходимо учитывать признаки (свойства) в комплексе, так как объектам неживой природы могут быть характерны некоторые признаки (например, при горении дров происходит обмен веществ и превращение энергии). 

  • Единство химического состава. Все живые организмы состоят из сходных веществ, основную долю которых (98%) образуют элементы-органогены (С, N, О, Н);
  • Клеточное строение (единство структурной организации). Все существующие на земле организмы состоят из клеток (исключение – вирусы);
  • Обмен веществ (метаболизм). Все живые организмы способны к обмену веществ и энергии с окружающей средой, поглощая из неё необходимые питательные вещества и выделяя продукты жизнедеятельности.

Примеры: 

• обмен веществом и энергией с окружающей средой (поглощение кислорода, выделение углекислого газа);

• реакции пластического и энергетического обмена веществ (биосинтез белка, фотосинтез, окисление ПВК).  

  • Саморегуляция

Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях среды, поддерживать постоянство внутренней среды – гомеостаз.

P.S: в зависимости от формулировки задания в веере ответов может быть «гомеостаз», НО это не равнозначные понятия! Саморегуляция – более широкий термин

Примеры: поддержание параметров организма на определённом уровне (поддержание температуры, кислотности среды).

  • Рост и развитие

Рост – количественные изменения параметров, например, увеличение массы коровы. 

Развитие – качественные изменения параметров, например, превращение аксолотля в амбистому.  

P.S. на ЕГЭ можно писать как отдельно «рост» или «развитие» (в зависимости от формулировки), либо просто – «ростиразвитие»

  • Изменчивость.

Способность организмов приобретать новые признаки (гены) и свойства.

Примеры: различные формы изменчивости (комбинативная изменчивость – разный окрас шерсти у щенков; модификационная изменчивость – появление загара).

  • Наследственность

Способность живых организмов передавать свои признаки (гены) потомкам.

Примеры: передача признаков (цвет глаз, волос и тд) и генов (передача гена гемофилии от матери к сыну).

  • Воспроизведение (размножение)

Свойство организмов воспроизводить себе подобных.

Примеры: 

• различные формы размножения (вегетативное размножение, почкование, партеногенез и тд); 

• формулировка «обеспечивает преемственность жизни»; 

• репликация ДНК (на молекулярном уровне).

На ЕГЭ в веере ответов возможны также формулировки «размножение» и/или «репродукция».

  • Ритмичность (цикличность)

Периодические изменения/явления/процессы.

Примеры: периодически повторяющиеся процессы (ежегодный листопад, перелёт птиц и тд).

  • Раздражимость

Способность организмов реагировать на внешние/внутренние изменения (раздражители).

Примеры: наличие сигнала и ответной реакции (рефлексы – отдергивание руки от горячего объекта, миграция птиц в ответ на сокращение длины светового дня).  

  • Способность к адаптации (адаптивность)

В ходе эволюции живые организмы приспосабливаются (адаптируются) к различным условиям среды.

Примеры: 

• накопление органических соединений (криопротекторов/антифризов) в холодных условиях среды; 

• видоизменение листьев растений в жарких условиях для снижения потерь воды.  

  • Дискретность и целостность

Живые системы состоят из отдельно взаимодействующих частиц (дискретность), которые только в совокупности могут функционировать (целостность). 

  • Филогенез 

Процесс исторического развития животного и растительного мира от простого к сложному.

Для успешной сдачи ЕГЭ важно не только знать теорию, но и уметь решать задания. Потренируйтесь на заданиях по признакам и свойствам живого, чтобы закрепить материал.  

Дата публикации: 09.10.2025 19:26