Признаки и свойства живого
Для того, чтобы назвать организм живым, необходимо учитывать признаки (свойства) в комплексе, так как объектам неживой природы могут быть характерны некоторые признаки (например, при горении дров происходит обмен веществ и превращение энергии).
- Единство химического состава. Все живые организмы состоят из сходных веществ, основную долю которых (98%) образуют элементы-органогены (С, N, О, Н);
- Клеточное строение (единство структурной организации). Все существующие на земле организмы состоят из клеток (исключение – вирусы);
- Обмен веществ (метаболизм). Все живые организмы способны к обмену веществ и энергии с окружающей средой, поглощая из неё необходимые питательные вещества и выделяя продукты жизнедеятельности.
Примеры:
• обмен веществом и энергией с окружающей средой (поглощение кислорода, выделение углекислого газа);
• реакции пластического и энергетического обмена веществ (биосинтез белка, фотосинтез, окисление ПВК).

- Саморегуляция
Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях среды, поддерживать постоянство внутренней среды – гомеостаз.
P.S: в зависимости от формулировки задания в веере ответов может быть «гомеостаз», НО это не равнозначные понятия! Саморегуляция – более широкий термин
Примеры: поддержание параметров организма на определённом уровне (поддержание температуры, кислотности среды).

- Рост и развитие
Рост – количественные изменения параметров, например, увеличение массы коровы.
Развитие – качественные изменения параметров, например, превращение аксолотля в амбистому.

P.S. на ЕГЭ можно писать как отдельно «рост» или «развитие» (в зависимости от формулировки), либо просто – «ростиразвитие»
- Изменчивость.
Способность организмов приобретать новые признаки (гены) и свойства.
Примеры: различные формы изменчивости (комбинативная изменчивость – разный окрас шерсти у щенков; модификационная изменчивость – появление загара).

- Наследственность
Способность живых организмов передавать свои признаки (гены) потомкам.
Примеры: передача признаков (цвет глаз, волос и тд) и генов (передача гена гемофилии от матери к сыну).

- Воспроизведение (размножение)
Свойство организмов воспроизводить себе подобных.
Примеры:
• различные формы размножения (вегетативное размножение, почкование, партеногенез и тд);
• формулировка «обеспечивает преемственность жизни»;
• репликация ДНК (на молекулярном уровне).

На ЕГЭ в веере ответов возможны также формулировки «размножение» и/или «репродукция».
- Ритмичность (цикличность)
Периодические изменения/явления/процессы.
Примеры: периодически повторяющиеся процессы (ежегодный листопад, перелёт птиц и тд).

- Раздражимость
Способность организмов реагировать на внешние/внутренние изменения (раздражители).
Примеры: наличие сигнала и ответной реакции (рефлексы – отдергивание руки от горячего объекта, миграция птиц в ответ на сокращение длины светового дня).

- Способность к адаптации (адаптивность)
В ходе эволюции живые организмы приспосабливаются (адаптируются) к различным условиям среды.
Примеры:
• накопление органических соединений (криопротекторов/антифризов) в холодных условиях среды;
• видоизменение листьев растений в жарких условиях для снижения потерь воды.
- Дискретность и целостность
Живые системы состоят из отдельно взаимодействующих частиц (дискретность), которые только в совокупности могут функционировать (целостность).
- Филогенез
Процесс исторического развития животного и растительного мира от простого к сложному.
Для успешной сдачи ЕГЭ важно не только знать теорию, но и уметь решать задания. Потренируйтесь на заданиях по признакам и свойствам живого, чтобы закрепить материал.
Популярные статьи
Дата публикации: 09.10.2025 19:26
Поделиться



