Все статьи

Как правильно писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку | Блог онлайн-школы EGE HUB

Сочинение является одним из самых сложных заданий на ЕГЭ. В 2025 году за отлично написанную работу можно получить до 22 баллов. Эта статья предоставит вам полезные советы и рекомендации, которые помогут достичь хорошего результата.   

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2025

Темы сочинений каждый год меняются, и узнать свою можно только во время экзамена. Однако опыт показывает, что некоторые темы повторяются из года в год – именно на них стоит обратить особое внимание при подготовке:

-проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;

-проблемы отношений отцов и детей (поколений);

-проблемы культуры и искусства;

-проблемы чтения, языка и речи;

-проблемы любви;

-проблемы войны, героизма и патриотизма;

-проблемы экологии, природы, животного мира;

-проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности;

Структура сочинения ЕГЭ 2025

Экзаменационное сочинение требует чёткой структуры и логической связи между частями. Хорошая новость: вам не придётся придумывать план самостоятельно — он уже стандартизирован. Ваша задача — просто следовать готовой схеме.

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку должно включать примерно 150 слов и делиться на 7 смысловых блоков:

  1. Введение – формулировка проблемы.
  2. Авторская позиция – как писатель раскрывает тему.
  3. Первый комментарий – анализ важного аспекта текста.
  4. Второй комментарий – дополнительная аргументация.
  5. Связь между примерами – объяснение, как они дополняют друг друга.
  6. Собственное мнение – согласие/несогласие с автором.
  7. Заключение – итоговые выводы.

1 абзац. Вступление и проблема

Вступление – это краткая, но значимая часть сочинения. Оно занимает всего 2–3 предложения, должно быть выдержано в нейтральном стиле и не дублировать содержание основного текста.

Как написать сильное вступление? Вот несколько эффективных приёмов:

  • Поставить риторический вопрос;
  • Обозначить тему исходного текста;
  • Использовать цитату из текста, точно соответствующую теме;
  • Подчеркнуть актуальность проблемы;
  • Дать определение ключевому понятию.

Главная задача вступления – логично подвести к проблеме текста и чётко её сформулировать. Проблема – это центральный вопрос, который рассматривает автор. Раньше экзаменуемым приходилось самостоятельно выявлять её в тексте, но в 2025 году в задании 27 уже содержится готовая формулировка проблемы.

Наиболее эффективный способ выявления проблемы - преобразовать её в вопрос. Для этого рекомендуем использовать вопросительные слова:

  1. Основные вопросительные конструкции:
  • "Как (автор рассматривает проблему)...?"
  • "Почему (возникает эта ситуация)...?"
  • "Зачем (нужно обратить внимание на)...?"
  • "Каким образом (можно решить этот вопрос)?"
  1. Дополнительные варианты формулировок:
  • "Должен ли человек...?"
  • "Что важнее: ... или ...?"
  • "Возможно ли в современных условиях...?"

Попробуйте составить 2-3 разных вопроса к тексту, затем выберите тот, который наиболее точно отражает основную мысль автора.

2 абзац. Позиция автора

Авторская позиция — это отношение создателя текста к поднятой проблеме, его ответ на ключевой вопрос произведения. Писатель может выражать:

  • одобрение или осуждение;
  • сомнение или иронию;
  • неоднозначную, противоречивую оценку.

Как выявить авторскую позицию? При анализе текста полезно:

  1. Внимательно перечитать текст, отмечая:
  2. Задать себе вопросы:

Позицию автора нужно не только найти в сочинении, но и правильно выразить. Для грамотного отражения авторской позиции в работе можно использовать три основных способа:

  1. Пересказ - изложение мыслей автора своими словами
  2. Цитата - точное воспроизведение ключевых фраз из текста
  3. Ссылка на предложение - указание номера конкретного предложения в тексте

Кроме того, есть готовые речевые шаблоны, которые помогают сформулировать позиции автора:

  • Эмоциональная оценка:"С горечью автор отмечает...""С сожалением писатель констатирует..."
  • Категоричность позиции:"Резкая позиция [ФИО] объясняется...""Автор открыто и решительно отстаивает..."
  • Новаторство взглядов:"Особенность авторской позиции заключается в...""Новаторский подход проявляется в том, что..."
  • Оценочные суждения:"Автор даёт недвусмысленную оценку...""Прямые характеристики событий показывают..."
  • Аргументация:"Свою позицию автор подкрепляет...""Обоснованность взглядов проявляется в..."

3-4 абзац. Комментарии к проблеме

Наиболее значимая и содержательная часть работы - это анализ проблемы. Здесь требуется особо тщательный подход. Необходимо привести два развернутых комментария, каждый из которых должен содержать конкретный пример из текста с последующим вашим разъяснением.

Важно понимать, что просто указать пример недостаточно - нужно подробно растолковать, как именно этот фрагмент раскрывает поставленную проблему. При этом оба комментария должны быть взаимосвязаны и последовательно развивать вашу мысль.

Как оформить комментарий?

  1. Прямая речь — цитата из текста.
  2. Косвенная речь — пересказ фрагмента своими словами.
  3. Ссылка на предложение (например: «В предложении 15 автор показывает…»).
  4. Комбинированный способ — например, цитата + пояснение.

Пример-иллюстрация — это конкретный момент из текста, который показывает, как проявляется проблема (поступки героев, авторские оценки, диалоги). Если действие можно понять по-разному, это плохой пример. Хороший пример должен быть убедительным, точным и простым для объяснения.

Как находить убедительные примеры-иллюстрации в тексте?

Для подбора примеров-иллюстраций необходимо сосредоточиться  на следующих аспектах текста:

  1. Анализ персонажей:
  • Какие поступки совершают герои?
  • Как они реагируют на ключевые события?
  • Какие мотивы движут их действиями?
  1. Диалоги и речевые характеристики:
  • О чём спорят персонажи?
  • Какие фразы наиболее ярко раскрывают их позиции?
  • Как меняется тон общения в важных моментах?
  1. Авторские приёмы:
  • Какие эпитеты/метафоры используются для описания?
  • На какие детали обращает особое внимание писатель?
  • Какие контрасты или повторы подчёркивают главную мысль?

Практический совет: Выписывайте цитаты и номера предложений сразу при чтении - это сэкономит время при написании работы.

При анализе текста важно не только найти подходящие примеры, но и грамотно их представить. Начните с конкретной иллюстрации: можно процитировать ключевые слова автора («...»), описать значимый эпизод или обратить внимание на поступки персонажей.

Примеры-иллюстраций:

  • «Автор ярко показывает проблему через слова героя: "..."»
  • «В эпизоде, где ... , особенно заметно, как ...»

После приведения примеров-иллюстраций обязательно раскройте его значение. Покажите, как именно этот фрагмент раскрывает проблему: 

  • «Данный эпизод убедительно демонстрирует...» 
  •  «Этими словами автор подчеркивает...».

 Важно объяснить, почему выбранный вами пример важен для понимания текста.

Для разных ситуаций подойдут различные формулировки. 

  • Для цитат: «Как метко замечает автор...», 
  • Для анализа поступков: «Этот эпизод раскрывает...»
  • Для описания событий: «Ситуация, в которой...». 

Главное - чтобы каждый пример сопровождался вашим комментарием, раскрывающим его связь с проблемой.

5 абзац. Связь между примерами-иллюстрациями и её анализ

При проверке комментариев эксперты обращают внимание не только на наличие примеров, но и на смысловую  связь между ними. Отсутствие такой связи снижает оценку на 1 балл.

Смысловая связь – это логическая взаимосвязь между двумя примерами из текста, которая помогает раскрыть проблему глубже. Она может проявляться по-разному, в зависимости от того, как соотносятся между собой выбранные вами иллюстрации.

Например, связь может быть:

  • Сопоставительной – если оба примера подтверждают одну и ту же мысль, но с разных сторон.
  • Противопоставительной – когда один пример противоречит другому, показывая контраст в позициях или ситуациях.
  • Причинно-следственной – если первый пример объясняет причину, а второй показывает следствие.
  • Дополняющей – когда второй пример уточняет или углубляет первый.
  • Обобщающей – если второй пример подводит итог или объединяет предыдущие аргументы.

Чтобы правильно определить тип связи, внимательно анализируйте контекст: как соотносятся между собой эпизоды, какую роль они играют в раскрытии авторской мысли.

Для четкого отражения логической взаимосвязи между иллюстрациями из текста рекомендуем использовать следующие речевые шаблоны:

  • Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают… .
  • Противопоставляя данные примеры, ФИО говорит о том, что… .
  • Рассуждения автора сводятся к выводу о… . 

6 абзац. Отношение к позиции автора

После анализа авторской точки зрения наступает очередь вашего личного мнения. В этом разделе вы можете полностью согласиться с автором, частично согласиться или вежливо не согласиться. Для этого необходимо сохранять уважительный тон, придерживаться рамок обсуждаемой проблемы и аргументировать свою позицию 

Если хотите верно сформулировать своё мнение относительно авторского, полагайтесь на такие клише: 

Для согласия:

  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... .
  • Я разделяю точку зрения автора текста и считаю, что ... .
  • Я согласен с автором данного текста в том, что ... . 

Для частичного согласия:

  • Текст писателя произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, ..., но с другой — ... . 
  • Признавая правоту писателя в..., замечу, что… .
  • Не отрицая ценность авторских доводов, хочу отметить… .

Для вежливого несогласия:.

  • Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... .
  • В целом доводы ФИО достаточно убедительны, однако я не вполне согласен / согласна с тем, что ... .
  • Мой опыт и наблюдения позволяют мне по-другому взглянуть на эту проблему… .

7 абзац. Заключение

Заключительный абзац, хотя и последний, играет важную роль в тексте. Как и вступление, он должен быть кратким, но его функция отличается: если вступление задает направление рассуждений, то заключение подводит итог.

Здесь достаточно одного предложения.

Чтобы завершить сочинение содержательно и не потерять баллы, используйте следующие проверенные формулировки:

  • Таким образом, … . 
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы, ... .
  • В заключение хочется ещё раз обратить внимание на…
  • Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…

Критерии оценивания сочинения 2025

При написании работы важно учитывать несколько ключевых моментов. Прежде всего, минимальный объём сочинения должен составлять 150 слов. Оптимальным считается текст в 200-250 слов - такой объём позволяет полноценно раскрыть тему и продемонстрировать свои аналитические способности.

Особое внимание следует уделить работе с исходным текстом. Сочинение обязательно должно быть написано на основе предложенного для анализа материала. Если работа выполнена без опоры на заданный текст или представляет собой просто его пересказ без собственных размышлений и комментариев, она не будет оценена - за такое сочинение выставят 0 баллов.

Что касается максимального результата, то за идеально выполненную работу можно получить 27 баллов в стандартном формате ЕГЭ. В некоторых специальных форматах экзамена наивысшая возможная оценка составляет 22 балла. Эти цифры важно учитывать при подготовке, чтобы правильно расставлять приоритеты в работе над сочинением.

Экспертная проверка выпускного сочинения проводится по десяти ключевым параметрам, которые можно разделить на три основные группы:

К1 — Авторская позиция (максимальная оценка: 3 балла)

Главное - точно определить и правильно сформулировать отношение автора к проблеме. В художественных текстах позиция часто выражается не прямо, а через различные художественные средства. Ваша задача - внимательно анализировать текст, чтобы верно понять авторский замысел, а не придумывать свое толкование.

К2  — Комментарий проблеме исходного текста (максимальная оценка: 3 балла)

Ваш анализ должен:

  • Четко соответствовать заявленной проблеме
  • Содержать собственные размышления, а не пересказ
  • Быть подкреплен уместными примерами из текста

Помните: простое цитирование больших фрагментов не заменяет настоящего анализа.

К3  — Отношение к авторской позиции и обоснование-аргумент (максимальная оценка: 3 балла)

Здесь важно:

  • Ясно выразить свое отношение к авторской точке зрения
  • Привести убедительные доводы в поддержку своей позиции
  • Подкрепить аргументы конкретными примерами

Старайтесь избегать шаблонных фраз - ваши мысли должны быть оригинальными и обоснованными

К4 — Фактические ошибки (максимальная оценка: 1 балл)

Важно избегать любых искажений информации. К типичным фактическим ошибкам относятся:

  • Неправильное указание дат, имен персонажей или авторов
  • Ошибочное изложение сюжета или событий
  • Неточности в описании деталей анализируемого текста

К5  — Логика изложения

Сочинение должно быть четко структурировано:

  1. Разделяйте текст на смысловые абзацы (по плану: проблема → комментарий → авторская позиция → ваше мнение → заключение)
  2. Следите за плавными переходами между частями
  3. Избегайте повторов и отклонений от темы
  4. Каждая новая мысль должна логически вытекать из предыдущей

К6 — Соблюдение этических норм (максимальная оценка: 1 балл)

В работе недопустимы:

  • Фамильярное отношение к автору
  • Любые проявления неуважения
  • Грубые или оскорбительные высказывания

К7-К8 (орфография и пунктуация) по 3 балла

Орфографические и пунктуационные ошибки классифицируются на грубые, негрубые и однотипные, а также существуют ошибки, которые не принимаются во внимание вовсе.

К9 — Грамматические нормы (максимальная оценка: 3 балла)

Эксперты проверяют, насколько правильно вы строите предложения и используете грамматические формы. 

Важно следить за верным употреблением падежей, родовых окончаний, форм числа и видовременных форм глаголов. Также учитывается правильное согласование слов (чтобы не получилось "красивая цветы") и управление (правильно "оплатить проезд", а не "оплатить за проезд").

К10 — Речевые нормы (максимальная оценка: 3 балла)

Здесь оценивается точность вашего словоупотребления. Нужно избегать таких ошибок, как плеоназмы (избыточные выражения типа "главная суть"), тавтологию ("рассказал рассказ"), речевую избыточность, неуместные просторечия и смешение похожих слов (например, "одеть" вместо "надеть"). 

Совет: Перед сдачей работы проверьте ее на соответствие всем перечисленным критериям - это поможет получить максимальный балл.

Рекомендуем вам использовать Банк заданий по русскому языку от EGE HUB для подготовки к ЕГЭ – там собраны актуальные экзаменационные материалы.

Для написания идеального сочинения требуется учесть множество факторов, но не стоит волноваться: усердная подготовка приведет к успеху! Особенно если вы будете заниматься с преподавателем. В рамках полугодового курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку вы получите следующие знания:

  • Писать чёткие введение и заключение – без воды и шаблонов.
  • Анализировать текст – чтобы не пропустить ни один критерий.
  • Подбирать сильные аргументы – из литературы и жизненного опыта.
  • Экономить время – и при этом делать работу максимально качественно.

Главное – не переживайте! Усердная подготовка + правильные методики = отличный результат.

Дата публикации: 21.04.2025 11:14

Оглавление